Архитектура бизнес-процессов
Для принятия стратегических решений и реализации товаров и услуг компании часто используют верхнеуровневые макромодели – структурные иерархические схемы, которые описывают, как системы, ключевые бизнес-процессы и их компоненты влияют друг на друга. Понимание и анализ архитектуры процессов помогают определить потенциальные области роста и развития компании для максимизации прибыли.
В этой статье мы дадим определение понятия архитектуры бизнес-процессов, объясним ее важность и покажем на практике построение модели архитектуры предприятия в программном обеспечении для комплексного проектирования и анализа корпоративной архитектуры и моделирования бизнес-процессов SILA Union.
Что такое архитектура бизнес-процессов?
Архитектура бизнес-процессов (АБП) - это иерархическая модель процессов верхнего уровня, которую используют компании для преобразования входных данных в выходные. Это упрощенная блок-схема, отражающая связь между группами бизнес-процессов. С помощью процессной архитектуры организации могут понять, как достигаются цели бизнеса и как организовать работу для их успешной реализации.
Архитектура бизнес-процессов дает четкое представление об иерархии операций внутри бизнеса. Многие организации используют АБП для объяснения взаимосвязей между бизнес-элементами, такими как видение, миссия, цели, задачи, стратегии, технологии, сотрудники, продукты и услуги. Так компании могут быть уверены, что все эти элементы работают вместе, обеспечивая создание ценности и удовлетворение клиентов. Заинтересованные стороны, например, директора и руководители, могут использовать модель архитектуры для просмотра, оценки и анализа процессов компании.
Таким образом, использование архитектуры бизнес-процессов позволяет решить следующие задачи:
Сформировать общее видение того, как устроены процессы в компании и как они работают; Декомпозировать процессы верхнего уровня на подпроцессы; Осуществить управление процессами и их улучшение; Обеспечить понимание взаимосвязей между ключевыми бизнес-процессами.Примеры моделей АБП
Модели проектирования архитектуры бизнес-процессов влияют на стабильность процессов внутри организации. Вот примеры самых популярных моделей дизайна АБП:
Ценностно-ориентированный подход. Этот подход устанавливает взаимосвязь между бизнес-целями компании и определяет процессы, необходимые для достижения этих целей. Функциональный подход. Разработка иерархии АБП в виде бизнес-функций – компании декомпозируют свои процессы в соответствии с их функциями. Например, закупки и производство. Клиентоориентированный подход. Данный подход отображает, как компания создает ценность для клиентов от информирования до обслуживания. Определяются ключевые бизнес-процессы, направленные на взаимодействие с клиентами. Отраслевой подход. Этот подход основан на существующих моделях архитектуры, которые обычно используют в той или иной отрасли, например, в здравоохранении и образовании. Это означает, что компании могут повторно использовать и адаптировать данные модели.Преимущества построения архитектуры бизнес-процессов в SILA Union
Для того, чтобы архитектура процессов соответствовала бизнес-целям компании и удовлетворяла потребности всех заинтересованных сторон, ее необходимо проектировать в специальном программном инструменте для моделирования и анализа корпоративной архитектуры SILA Union. SILA Union позволяет комплексно разрабатывать модели бизнес-процессов верхнего уровня в единой информационной среде с доступом всех сотрудников и получать очевидные преимущества:
Мощный инструмент визуализации и управления
В SILA Union архитектура процессов не только описывает иерархическую связь процессов со стратегией организации, но и отображает, как ресурсы, такие как ИТ-системы, сотрудники, инфраструктура, информационные активы, связаны с бизнес-процессами для выполнения стратегии.
Визуальная иерархическая модель обеспечивает ясность и прозрачность бизнес-системы. Каждый сотрудник понимает свои функции, риски и цели. Каждый руководитель понимает процессы компании, кто чем занимается, кто насколько загружен, от кого зависит выполнение показателей – бизнес становится описанным и прозрачным.
Помощь стратегическому и операционному управлению
SILA Union позволяет компаниям проектировать стратегию и связывать ее с бизнес-процессами. С внесением изменений в стратегию пересматриваются соответствующие процессы верхнего уровня и подпроцессы, и это приводит к изменению приоритетов распределения ресурсов и важности проектов в организации.
Архитектура бизнес-процессов - это не просто схема или модель, это ежедневная помощь стратегическому и операционному управлению в организации, ориентированной на постоянное совершенствование и предоставление качественных услуг.
Управление производительностью процессов
Архитектура бизнес-процессов в SILA Union предоставляет полный обзор деятельности компании – в системе отображаются все бизнес-операции и их взаимодействие друг с другом, поэтому можно легко определить задачи или процессы, которые имеют для компании наибольшую или наименьшую ценность. Соответственно, вы можете измерять процессы и определять их эффективность, чтобы быть уверенными в том, что они приносят пользу клиентам.
В SILA Union доступен широкий спектр инструментов анализа и оптимизации процессов. Вы можете управлять производительностью процессов – улучшить способы создания добавленной стоимости и поддерживать те операции, которые создают меньшую ценность.
Улучшается процесс принятия решений
Описание бизнес-процессов верхнего уровня в SILA Union помогает донести до клиентов и всех заинтересованных сторон ценностное предложение компании. Классификация процессов на основе определенной иерархии также упрощает работу с процессами на более детальном уровне. Так компании могут оценить эффективность использования ресурсов в процессах, которые оказывают большее влияние на иерархию. На основе этой информации руководство сможет принимать более взвешенные решения, которые могут повысить ценность бизнеса.
Примеры моделей архитектуры бизнес-процессов в SILA Union
Рассмотрим примеры моделей процессной архитектуры в SILA Union.
В рамках представленных моделей можно увидеть концепцию корпоративной архитектуры бизнес-процессов абстрактной компании.
На первой диаграмме VAD (Value added diagram/Диаграмма цепочки заявленной стоимости) представлены процессы верхнего уровня организации с разбивкой на их типы: Процессы управления и развития, Основные процессы и Вспомогательные процессы.
Вторая модель описывает декомпозицию процесса «Снабжение и логистика» на уровень ниже. На данной модели можно наблюдать основные группы процессов, а также подпроцессы третьего уровня, которые в последующем будут декомпозированы на конкретные процедуры с указанием конкретных исполнителей, артефактов в виде документов и прикладных систем, продуктов процессов и целей.
Разнесение на разный уровень декомпозиции позволяет более точно описать процесс и его окружение, при этом не перегружая одну модель излишним количеством элементов.
Заключение
Таким образом, построение моделей процессов верхнего уровня в SILA Union позволяет компаниям визуализировать ключевые операции, создающие ценность для конечного потребителя. Проектируя архитектуру бизнес-процессов в SILA Union, вы получите общее представление о том, как работает компания и как достигаются ее цели, как бизнес-элементы взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают создание ценности для повышения удовлетворенности клиентов. Именно на основании модели архитектуры бизнес-процессов вы сможете осуществлять дальнейшую декомпозицию процессов верхнего уровня на подпроцессы и детально описывать каждую операцию.
Чтобы начать проектирование модели процессов верхнего уровня, напишите нам на sales@silaunion.ru.