Управление жизненным циклом бизнес-процесса на платформе SILA Union

Управление жизненным циклом бизнес-процесса на платформе SILA Union

В условиях динамичного и конкурентного окружения в сфере бизнеса, где скорость принятия решений и адаптации к изменениям являются решающим фактором, процессное управление играет ключевую роль в развитии организации. Под бизнес-процессом понимается последовательность взаимосвязанных действий или задач, которые выполняются для достижения конкретной цели или создания ценности для клиента. 

По аналогии с живым организмом бизнес-процесс имеет собственный жизненный цикл, который включает в себя несколько ключевых этапов:

1. Инициирование – определение потребности в создании нового бизнес-процесса, обозначение цели бизнес-процесса;

2. Проектирование – разработка структуры бизнес-процесса, определение исполнителей, ответственных, владельцев;

3. Внедрение – запуск бизнес-процесса в работу;

4. Исполнение – практическое выполнение бизнес-процесса на протяжении определенного промежутка времени;

5. Мониторинг – оценка эффективности бизнес-процесса;

6. Оптимизация – внесение изменений в бизнес-процесс на основании полученных данных;

7. Архивирование – полный вывод бизнес-процесса из практической эксплуатации. 

 

На каждом из этих этапов организация может корректировать и адаптировать процессы под собственные нужды. Ведущим инструментом для эффективного управления жизненным циклом бизнес-процессов в организации является платформа SILA Union – отечественное программное обеспечение, внесенное в реестр российского ПО на основании приказа Министерства цифрового развития от 09.06.2020. В этой статье мы рассмотрим тематический бизнес-кейс проекта по внедрению ПО SILA Union для реализации процессного управления на примере реального клиента. 

Описание кейса

Первоначальной целью проекта было получить инструмент для выстраивания архитектуры бизнес-процессов, предусматривающий мультиканальную интеграцию, что позволило бы платформе SILA Union самостоятельно обогащаться данными для моделирования БД и автономно обновлять информацию по процессам в смежных системах. Основным приоритетом стало сведение к минимуму времени на наполнение системы данными и исключение человеческого фактора при моделировании БП.

Рассмотрим пример решения данного кейса относительно каждого этапа жизненного цикла БП. 

1.1. Инициирование создания бизнес-процесса

Потребность в оформлении нового процесса может появиться вследствие создания в компании новой организационной единицы, введения в эксплуатацию ПО, оборудования и т. д. В случае, если компания только становится на путь зрелого проектного управления и не ведет учет бизнес-процессов, вендор помогает заказчику определить стратегию по выявлению бизнес-процессов и завести их на платформу. В данном кейсе рассмотрим ситуацию с уже сформулированными бизнес-процессами, характеристиками и структурой. 

Для заведения “существующих на бумаге” бизнес-процессов возможно реализовать скриптовую функциональность по созданию реестра процессов в системе. В соответствии с пожеланиями клиентов в систему может быть добавлено неограниченное количество объектов бизнес-процессов, создана структура для их систематизированного хранения, заполнена вся необходимая информация по каждому процессу. 

Пример репозитория для хранения БП в SILA Union

Рисунок 1. Пример репозитория для хранения БП в SILA Union

 

1.2. Проектирование бизнес-процесса

Перед непосредственным моделированием бизнес-процессов необходимо осуществить обогащение системы данными. В практической эксплуатации у клиента находится большое количество различных систем, в том числе система электронного документооборота (СЭД), система управления и планирования ресурсами (ERP), система учета рабочего времени (УРВ), система управления рисками (RMIS) и др. В результате выполнения проекта SILA Union была интегрирована в общее информационное пространство компании заказчика, благодаря чему система постоянно обогащается данными по организационно-штатной структуре, операционным рискам, документам, информационным системам, целям, KPI и др. 

Благодаря этому, проект смог быстро перейти в фазу опытной эксплуатации – не было необходимости вручную создавать объекты в процессе моделирования для использования их на моделях и заполнять нужную информацию по каждому объекту, рискуя ошибиться.

На стадии моделирования клиенту было предложено работать как с набором стандартных общепринятых нотаций (BPMN, EPC, VAD, IDEF, суммарно более 50 доступных нотаций в коробочном решении),так и с разработанными кастомными нотациями специально под заказчика. На платформе SILA Union был разработан ряд скриптов для упрощения процесса моделирования, например:

- Проверка моделей – скрипт оценивает модель и выводит отчет с информацией о возможных семантических ошибках при моделировании;

- Нумерация процесса – скрипт присваивает процессу уникальный номер, а его составляющим – порядковый номер;

- Дерево процесса – скрипт отражает структуру процесса в рамках одной модели для наглядности пользователя;

- Формирование модели – скрипт формирует иерархическую модель на основании выбранного справочника (для быстрого формирования ОШС, моделей рисков, KPI и т.д.);

- Синхронизация папок - скрипт на основании одного выбранного репозитория приводит в соответствие другой выбранный репозиторий.

Результат выполнения скрипта «Проверка моделей»

Рисунок 2. Результат выполнения скрипта «Проверка моделей»

 

Результат выполнения скрипта «Дерево процесса»

Рисунок 3. Результат выполнения скрипта «Дерево процесса»

 

1.3. Внедрение бизнес-процесса в эксплуатацию

После завершения стадии моделирования, процессы необходимо утвердить. Функционал платформы SILA Union позволяет согласовать сформированные процессы в рамках системы с помощью одноименного функционала “Согласования”, выпущенного в релизе 1.12.1. Раздел «Согласование», расположенный на главной странице системы, представляет собой список всех доступных пользователю согласований с возможностью фильтрации по временному отрезку, создателю, статусу и роли. 

Система согласований в SILA

Рисунок 4. Система согласований в SILA Union

 

Однако, в данном кейсе согласование процессов проводится в смежной системе. SILA Union отправляет данные по процессам в СЭД, где происходит согласование. Результат согласования направляется обратно в SILA Union, обновляя при этом статусы всех согласованных процессов. Если процесс не согласован – его отправляют на дальнейший пересмотр. В обратном случае система утверждает процесс автоматически. По желанию утвержденный процесс может блокироваться на изменения, переноситься в другую директорию и т.д. Утвержденный процесс считается введенным в эксплуатацию.

1.4. Исполнение бизнес-процесса

На этапе практической эксплуатации бизнес-процесса пользователи могут генерировать различные документы и инструкции по процессу  внутри системы. Автоматическое формирование документации (по шаблонам заказчика) по процессу реализовано скриптами:

- Паспорт процесса

- Регламент процесса

- Должностная инструкция

Документация может стать методической опорой для владельцев процесса, исполнителей процесса и других заинтересованных лиц. 

 Результат выполнения скрипта «Паспорт процесса»

Рисунок 6. Результат выполнения скрипта «Паспорт процесса»

Результат выполнения скрипта «Регламент процесса»

Рисунок 7. Результат выполнения скрипта «Регламент процесса»


Результат выполнения скрипта «Должностная инструкция»

Рисунок 8. Результат выполнения скрипта «Должностная инструкция»


1.5. Мониторинг эффективности и оптимизация бизнес-процесса 

В рамках проекта пользователи платформы могут оценивать эффективность текущего процесса, анализировать узкие места и инициировать изменения в процессе. Для анализа процессов в системе разработаны скрипты:

Сравнение моделей – скрипт выводит таблицу-сравнение моделей между собой;

Расчет стоимости процесса – скрипт выводит табличный отчет о составе процесса с расчетом стоимости каждой составляющей и итоговой стоимости процесса;

Состав процесса – скрипт выводит отчет с информацией о содержимом процесса с детализацией до самого нижнего уровня.

Сравнение моделей в системе

Рисунок 9. Сравнение моделей в системе


Помимо скриптового функционала возможна настройка функционала имитационного моделирования – инструмента, позволяющего получить значения исследуемых параметров на основе известных или предполагаемых значений базовых параметров. Допуская, что модель системы (деятельности, процесса) достаточно точно описывает реальность, предполагается, что полученные в ходе имитации значения параметров будут с той или иной степенью точности совпадать с реальными значениями.

На основании оценки эффективности процесса, пользователи могут инициировать его оптимизацию – анализ, моделирование, согласование, и повторное утверждение.

1.5. Архивирование бизнес-процесса

Реализация финального этапа жизненного цикла в рамках проекта по внедрению платформы обеспечивается функционалом архивирования. После согласования вывода процесса из эксплуатации, пользователи могут перенести его в архив – область, которая недоступна рядовым пользователям для просмотра и изменения. В таком случае, администратор системы может найти, проанализировать и восстановить архивированный процесс без потери данных.

Архивирование БП в системе

Рисунок 10. Архивирование БП в системе

 

Заключение

Таким образом, в рамках проекта по внедрению SILA Union удалось реализовать все требования заказчика и учесть все пожелания и предложения.

В этой статье мы рассмотрели один из бизнес-кейсов по внедрению программного продукта SILA Union реальному заказчику. На примере этого проекта  вы сможете сделать вывод о функциональности и гибкости проектного решения, оценить возможности системы.

27.09.2024